top of page

Enemy Mine. Comfortable memory. 

LKH_8114-w4.png
LKH_8114-w4.png

Барри Лонгиера "Враг мой" (1979 г.). Диалог между землянином и драконианином, в котором они говорят о разности памяти и забвения.

Металл лазерная резка, авторское стекло, найденный объект

LKH_8406-w.png

– Человек, каким заброшенным ты себя, наверное, чувствуешь. Вы, люди, все вы, должно быть, чувствуете себя заброшенными.

– Заброшенными?

Драконианин кивнул.

– От кого ты ведешь свой род, человек?

– Это ты про родителей?

– Да.

– Родителей помню, – бодро заявил землянин.

– А их родителей̆?

– Помню деда по матери. Когда я был маленький̆, мы к нему часто ездили в гости.

– Человек, что ты знаешь об этом своем деде?

– Что-то смутно вертится. Вроде он имел какое-то отношение к сельскому хозяйству... нет, позабыл.

– А его родители?

Человек покачал головой.

– Человек, историю своего рода я могу пересказать вплоть до тех дней, когда мою родную планету открыл Джерриба Тай, один из первых тамошних поселенцев, а было это сто девяносто девять поколений назад. На планете Драко в архивах хранятся документы, по которым наша генеалогия прослеживается до материнской планеты Синди, а на ней - еще по семидесяти поколениям вплоть до Джеррибы Тая, основателя династии Джерриба.

 Человек был потрясен.

– Неужели ты помнишь историю каждого из твоих предков?

 – Да, – подтвердил Драконианин, – и помню, что они сделали и где именно сделали.

Человек вслушивался в речитатив Джерри, внимал биографиям, излагаемым от конца к началу (от смерти к совершеннолетию), и у него возникало ощущение, будто время, сжавшись в комок, стало осязаемо, будто до прошлого теперь рукой̆ подать и его можно потрогать. Баталии, созданные и разрушенные государства, сделанные открытия, великие деяния путешествие по двенадцати тысячелетиям истории, но воспринималось все как четкий, живой̆ континуум.

– Что можно этому противопоставить? – задумался Человек.

LKH_8336-w3.png

Скамья: ткань, поролон с эффектом "памяти". Видео 06:20:20

Валентин Дьяконов о выставке 

Л. Калиниченко "Враг, мой. Комфортная память" на Арамильской суконной фабрике

г. Арамиль

Память — материя тонкая, и все инструменты её измерения неточны и несовершенны. К тому же эти инструменты меняются в каждом поколении. Когда-то эхолотом и хранилищем памяти был семейный альбом и его проигрыватели, живые родственники. С повышением объёма памяти на телефонах и компьютерах значительно выросло количество секунд, которые мы можем реанимировать (при условии, что прошлое — мертвая зона) или пережить заново (если считать прошлое партитурой, которую можно снова исполнить). Выставка Людмилы Калиниченко на Арамильской суконной фабрике происходит в эпицентре трансформации памяти и её инструментария. Фабрика даёт память тела, подсказывает жесты, лепит мышцы. Музей на её месте способен переделать сознание и настроить ум на взгляд в толщу ушедших эпох и понимание опыта живых свидетелей. 

 

Логично, что первая выставка в пространстве будущего музея посвящена двум типам памяти. Художница вдохновляется новеллой американского писателя Барри Лонгиера «Враг мой», получившей — что большая редкость — обе премии США за фантастическую прозу, «Хьюго» и «Небьюлу». В рассказе встречаются представители двух цивилизаций, землянин и драконианин. Противники в начале, они вынуждены сосуществовать на незнакомой планете и постепенно становятся друзьями. Выясняется, что у них совершенно разные представления о семейной истории. Землянин помнит только родителей и немного деда, драконианин знает всю историю своего рода с первопредка, открывшего планету. Интересно, что драконианин двуполый и размножается самооплодотворением. То есть, в его распоряжении и условно «женская», и условно «мужская» память о предках. 

 

Два типа памяти представлены у Калиниченко в диалоге, как и в рассказе Лонгиера. Человеческий тип памяти разворачивается как рассказ художницы о истории своей семьи через повествование по женской линии. Такой тип памяти напрямую связан с христианской цивилизацией, где жизнь человека структурируется как серия исповедей, подводящих к искуплению и духовной трансформации.

LKH_8353_w.png

Скульптуры: основа дерево, наполнитель синтепон, фотопечать на ткани, водоотталкивающая ткань.

Инопланетная выглядит то ли монстром с головой дракона, то ли божеством, напоминающим Анубиса из египетской мифологии. Ассоциация, кажется, не случайна: Анубис был богом погребальных обрядов, которые во всех цивилизациях служили ритуалом закрепления и фиксации памяти.

 

Этот Анубис из космоса представляет собой конструкцию из тканей с орнаментом, основанным на фотографиях из семейного архива и натюрмортах с разнообразными овощами, фруктами и элементами кухонного быта. Линейному повествованию о воспоминаниях и событиях он противопоставляет мерный ритм репродукций. Вспомним, что слово «репродукция» означает не только воспроизведение какого-либо изображения, но и размножение. Этот тип памяти связан с коллективной ритуальностью, в которой предки и потомки включены в круговорот родовых ресурсов. Здесь история не линейна, но повторяется с каждым новым витком размножения в тесной связи с природой. Личная история может стать фрагментом монументальной мозаики, где ДНК человека переплетается с ДНК растений, животных, минеральных веществ.

 

Рядом с инопланетянином стоят абстрактные ловушки, придуманные художницей инструменты поиска и сбора воспоминаний. Так незнакомые предметы в квартире родственников своей необычностью вдохновляют ребенка на фиксацию момента и атмосферы, позже, уже во взрослом состоянии, превращаясь во вместилища давних ощущений. 

 

Иногда помнить — значит тонуть, в подробностях, отвлеченных фрагментах и, конечно, травмах. Редкая семейная история, простирающаяся в прошлый век, обойдется без воспоминаний о жестокости, личной и политической. Два типа памяти у Калиниченко предлагают и две техники забвения. Память человека выбирает только то, что нужно помнить для того, чтобы жить дальше и не поддаваться унынию. Память инопланетянина предлагает утешиться ритуалом совместной трапезы и призраком изобилия— цели и надежды любой семейной истории. 

LKH_8317-w.png

Инсталляция «Враг мой» также выстроена в форме диалога, в котором с одной стороны происходит прямой пересказ семейной историй, в попытке перенять традиции внеземной цивилизации, а с другой стороны находится пришелец, облаченный в доспехи из подушек, на которые нанесен принт-оберег.

Меры безопасности в виде принтов и мягких подушек становятся метафорой комфортной памяти, которая не только защищает в экстренных ситуациях, но и является тайником, в который можно спрятать что-то ценное и личное. В пространстве цеха расставлены ловушки памяти, такие как: дежавю, навязчивые воспоминания, кратковременная память, повторение и провалы. 

Само пространство фабрики стало фоновой декорации для диалога, необитаемым островов, и условиям для того , что бы диалог состоялся. 

Спасибо Команде НИТИХИТИН, Светлане, Наталье, Анжеле, Антону, Валентину, Сергею, Юрию, Ксение, Елене, Насте, Татьяне и Василию, Диме,  

bottom of page